Дорожно-транспортная экспертиза

В разделе «Экспертные услуги» представлена подробная информация обо всех видах экспертизы.


При рассмотрении в арбитражном суде споров о взыскании ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (в том числе в порядке регресса и суброгации), о возмещении ущерба (зачастую к дорожной организации) возникают вопросы, связанные с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с установлением самого факта происшествия, наличия у его участников технической возможности избежать столкновения, соответствия действий участников дорожно-транспортного происшествия Правилам дорожного движения Российской Федерации, с определением размера ущерба, причинной связи между дорожно-транспортным происшествием и причинением ущерба.

Поскольку установление данных обстоятельств имеет существенное значение для разрешения спора и требует специальных познаний, суд назначает проведение экспертизы.Понятие "судебная дорожно-транспортная экспертиза" включает в себя комплекс научно-технических исследований обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия, проводимых лицом, обладающим специальными познаниями в данной области; предметом экспертизы является установление на основе специальных познаний фактических обстоятельств, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Проведение данной экспертизы связано с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия, технического состояния транспортных средств; оценкой транспортного средства.

При назначении рассматриваемого вида экспертизы необходимо принимать во внимание, что доказательством по делу, рассматриваемому арбитражным судом, является не экспертиза как способ исследования, а соответствующее экспертное заключение, составленное на основе проведенной экспертизы и подлежащее исследованию судом в совокупности с иными доказательствами, представленными в установленном законом порядке.

Выводы суда о наличии виновного поведения участника дорожно-транспортного происшествия должны быть основаны на исследовании всех обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе с учетом выводов проведенной экспертизы.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются судьи при назначении дорожно-транспортной экспертизы, являются формулирование вопросов, выносимых на разрешение эксперта, сложность в определении объектов исследования и исходных данных, подлежащих предоставлению в распоряжение эксперта.

В то же время следует принимать во внимание, что объективность и полнота экспертного исследования в значительной степени зависят от полноты и достоверности исходных данных, предоставленных в распоряжение эксперта.Направляемые в распоряжение эксперта материалы должны быть перечислены в определении о назначении экспертизы. При этом следует учитывать, что эксперту не могут быть представлены материалы, не приобщенные к делу в установленном АПК РФ порядке.

Эксперт-автотехник не вправе самостоятельно осуществлять сбор материалов для исследования в качестве объекта экспертизы. В его полномочия входит анализ сведений, содержащихся в представленных судом материалах и имеющих значение для составления экспертного заключения. Вместе с тем эксперт-автотехник не ограничен в выборе научно-технических, справочных данных, использовании технических нормативов, методик, ГОСТов, инструкций и иных материалов, содержащихся в научно-исследовательской и технической литературе.

При назначении дорожно-транспортной экспертизы и определении перечня вопросов, подлежащих исследованию, судье следует учитывать, что в компетенцию эксперта входит решение только специальных технических вопросов. Суд не вправе ставить перед экспертом вопросы, носящие правовой характер, решение которых отнесено к исключительной компетенции суда. Например, ошибочно поручение эксперту выполнить действия хоть и в рамках объекта исследования, однако не требующие специальных познаний (осуществить замеры ширины проезжей части дороги и т.д.).

При назначении дорожно-транспортной экспертизы следует учитывать, что ст. 41 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность ее производства также специалистами, не являющимися сотрудниками государственных экспертных учреждений.

При определении судом лиц, которым будет поручено проведение соответствующей экспертизы, необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые к специалисту (эксперт-автотехник), определенные Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37 (с дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 января 2000 г. N 7). Данный акт определяет следующие требования к квалификации.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) I категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник I категории" с правом проведения без ограничений всех видов экспертных исследований по вопросам автотехнической экспертизы, стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) II категории не менее пяти лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) II категории: высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник II категории" с правом проведения экспертных исследований причин дорожно-транспортного происшествия и математического анализа их возникновения (без права проведения транспортно-трасологических исследований), стаж работы в должности специалиста по автотехнической экспертизе (эксперта-автотехника) не менее трех лет.

Специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник): высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: "Эксплуатация транспортных средств", "Наземные транспортные системы" по специальностям "Автомобилетракторостроение" и "Автомобили и автомобильное хозяйство"), дополнительная подготовка по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств (без права выдачи заключения по механизму дорожно-транспортных происшествий и транспортно-трасологическим исследованиям), стаж работы по специальности не менее одного года.

Обращение к указанному справочнику должностей будет целесообразным и во избежание ситуации вынесения судом на разрешение эксперта вопросов, не входящих в круг его должностных обязанностей, перечень которых отражен в том числе в отношении эксперта-автотехника.

При назначении для производства экспертизы двух и более экспертов, состоящих в различных экспертных учреждениях, в определении о назначении экспертизы указывается, на какое учреждение возлагается обязанность организации деятельности комиссии экспертов и в какое экспертное учреждение направляются исходные материалы.

В определенной степени проведение комплексной экспертизы может быть обусловлено необходимостью использования экспертом-автотехником в процессе проведения автотехнической экспертизы обстоятельств (сведений), подлежащих установлению в ходе проведения автодорожной экспертизы в отношении технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

В случае назначения повторной или дополнительной экспертизы в экспертное учреждение необходимо направлять заключения предшествующих экспертиз со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, послужившие основанием к ее назначению.Таким образом, целями судебной дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметок, механизма дорожно-транспортного происшествия, психофизиологического состояния водителя и участников дорожно-транспортного происшествия.

Разновидности экспертизы

По характеру исследуемых вопросов, предмета и объекта исследования, методик исследования назначаемые судом по делу, связанному с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, дорожно-транспортные экспертизы можно разделить на следующие виды:

- автотехническая, направленная на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в отношении действий его участников;

- транспортно-трасологическая, направленная на исследование следов (повреждений) на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия;

- автотовароведческая, направленная на определение стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, их остаточной стоимости;

- технико-диагностическая, направленная на исследование технического состояния транспортных средств;

- автодорожная, направленная на установление технического состояния дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия;

- инженерно-психофизиологическая, выделяемая в качестве самостоятельного вида и проводимая с целью установления состояния и действий водителей транспортных средств и иных участников дорожно-транспортного происшествия. Как правило, данный вид экспертизы носит комплексный характер (происходит с участием специалистов-психологов).

 

Объект исследования

Предметом экспертизы являются фактические данные о техническом состоянии транспортного средства, механизме дорожно-транспортного происшествия, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников дорожно-транспортного происшествия, обстоятельствах, способствовавших дорожно-транспортному происшествию.

Объектом исследования дорожно-транспортной экспертизы являются конкретные материальные объекты, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию и содержащие информацию, необходимую для решения поставленной перед экспертом задачи.

 

К числу объектов исследования относятся:

- транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии (в том числе их агрегаты, детали);

- материалы административной проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, подлинники (или надлежащим образом заверенные копии) которых запрашиваются судом в ГИБДД или органе дознания (следствия) того района, в котором имело место дорожно-транспортное происшествие;

- схема дорожно-транспортного происшествия;

- объяснения лиц - участников дорожно-транспортного происшествия;

- ориентирующие, обзорные, узловые, детальные и панорамные фотоснимки (видеосъемка), запечатлевшие общую обстановку места происшествия и показывающие положение и состояние каждого из объектов на месте дорожно-транспортного происшествия, изображения следов протекторов шин и отдельных повреждений на транспортных средствах;

- акт (протокол) осмотра поврежденного транспортного средства;

- справки об участии в дорожно-транспортном происшествии;

- сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии;

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

- протокол об административном правонарушении;

- постановление о привлечении к административной ответственности;

- заключение о стоимости восстановительного ремонта (в том числе независимого оценщика).

Основными документами, предоставляемыми в распоряжение эксперта, как правило, являются материалы административной проверки, проводимой органами внутренних дел по факту дорожно-транспортного происшествия.

 

При истребовании соответствующих материалов суду следует учитывать, что порядок административного производства по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, определен Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 647 и осуществляется с учетом Методических рекомендаций по организации деятельности подразделений Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения (в редакции письма МВД России от 15 февраля 2005 г. N 13/Ц-2-7).

Вопросы, включаемые судом в определение о назначении экспертизы

Вопросы, подлежащие включению в определение арбитражного суда о назначении дорожно-транспортной экспертизы, следует формулировать с учетом конкретных обстоятельств по делу, требующих доказывания и входящих в предмет доказывания по делу.

При проведении автотехнической экспертизы:

- с какой скоростью двигалось транспортное средство перед столкновением (торможением);

- на каком удалении находилось транспортное средство от места столкновения или в момент возникновения опасности;

- каков остановочный путь транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации при экстренном торможении в данных дорожных условиях;

- имел ли водитель транспортного средства техническую возможность избежать столкновения, если бы применил экстренное торможение в момент возникновения опасности или обнаружения опасности в зоне видимости;

- имел ли водитель транспортного средства техническую возможность выехать за пределы полосы движения другого транспортного средства, если бы последний, двигаясь с разрешенной скоростью, применил торможение в момент возникновения опасности для движения или в момент обнаружения опасности в зоне видимости;

- какими пунктами Правил дорожного движения должен был руководствоваться водитель транспортного средства в данной дорожно-транспортной ситуации и соответствовали ли его действия требованиям Правил дорожного движения;

- какова с технической точки зрения причина данного происшествия и не находятся ли в причинной связи действия водителя транспортного средства с данным происшествием;

- каким должно быть безопасное расстояние для выполнения обгона автомобиля (автомобилем) при заданных исходных данных;

- каково безопасное расстояние до встречного транспортного средства для выполнения вышеуказанного маневра при исходных данных, указанных в постановлении?

 

При проведении транспортно-трасологической экспертизы:

- каков механизм столкновения транспортных средств;

- каков угол взаимного расположения транспортных средств в момент столкновения;

- где относительно границ проезжей части находится место столкновения транспортных средств;

- каков механизм образования повреждений транспортных средств;

- могли ли данные повреждения возникнуть в результате рассматриваемого дорожно-транспортного происшествия?

При проведении комплексной транспортно-трасологической экспертизы:

- возникли ли данные следы в результате воздействия колес транспортного средства;

- в каком направлении двигалось транспортное средство;

- каковы признаки конфигурации шины, оставившей следы, какова модель шины;

- какие дефекты имеют шины, оставившие следы, о каких неисправностях транспортного средства свидетельствуют особенности шин, отразившиеся в следах (дефекты, степень износа протектора, неравномерный износ протектора как следствие неправильной регулировки углов установки и дисбаланса колес, пробои и порезы, вздутие протектора);

- каков механизм образования исследуемых следов (удар, скольжение, волочение);

- в каком направлении с воспринимающей поверхностью двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения);

- какой деталью (частью) транспортного средства оставлены следы;

- какой частью транспортного средства нанесены повреждения;

- каково было положение транспортных средств в момент их столкновения;

- каковы возможная траектория и характер движения транспортных средств до столкновения;

- каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент столкновения?

 

При проведении автотовароведческой экспертизы:

- какова действительная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом повреждений, зафиксированных в материалах дорожно-транспортного происшествия?

При проведении технико-диагностической экспертизы

При исследовании технического состояния транспортных средств экспертом могут быть решены следующие вопросы:

- соответствует ли техническое состояние транспортного средства техническим нормам и требованиям безопасности движения;

- имеется ли причинно-следственная связь между возникшими неисправностями транспортного средства и дорожно-транспортным происшествием;

- какие обстоятельства могли способствовать возникновению выявленных неисправностей транспортного средства;

- имел ли водитель возможность своевременно обнаружить неисправность транспортного средства?

При этом в отношении конкретных узлов и агрегатов возможна постановка следующих вопросов.

1. По рулевому управлению транспортного средства:

- каково техническое состояние рулевого управления и поворотных устройств управляемых колес автомобиля на момент осмотра;

- соответствовало ли техническое состояние рулевого управления требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

- могли ли данные неисправности привести к потере управляемости транспортного средства в условиях данного происшествия;

- если неисправность возникла до дорожно-транспортного происшествия, то мог ли водитель или другие должностные лица обнаружить ее при техническом обслуживании или контрольном осмотре транспортного средства?

2. По рабочей тормозной системе транспортного средства:

- работоспособна ли на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля;

- соответствует ли техническое состояние рабочей тормозной системы требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

- если тормозная система неработоспособна, то когда и вследствие чего наступил отказ;

- если отказ наступил до дорожно-транспортного происшествия, то не является ли это причиной данного происшествия?

 

3. По ходовой части транспортного средства:

- каково техническое состояние узлов ходовой части транспортного средства;

- могли ли данные повреждения возникнуть до дорожно-транспортного происшествия и не находятся ли они в причинной связи с происшествием?

При проведении судебной автодорожной экспертизы:

- какова обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние дорожного покрытия проезжей части, обочин, территорий за пределами дороги;

- каковы параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия;

- имелись ли на месте дорожно-транспортного происшествия уклоны дороги в продольном и поперечном направлениях;

- каковы условия видимости и обзорности с места водителя с учетом данных о дорожной обстановке, объектах, ограничивающих видимость и обзорность в тот момент времени, роста водителя и других его индивидуальных особенностей;

- была ли техническая возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния дороги, ее обустройства (светофоры, дорожные знаки и т.п.) и других особенностей?

При проведении инженерно-психофизиологической экспертизы:

- мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед дорожно-транспортным происшествием дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить;

- мог ли данный водитель в заданной ситуации выполнить в заданный отрезок времени действия, которые необходимо было совершить для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

- мог ли данный водитель предотвратить дорожно-транспортное происшествие при исследуемых обстоятельствах?

Следует учитывать, что предлагаемый перечень вопросов не является исчерпывающим. Судья с учетом конкретных обстоятельств по делу вправе поставить и иные вопросы, разрешение которых отнесено к его компетенции.

 

Возможностью автотехнической экспертизы является:

- установление того, как должны были действовать участники дорожного движения с точки зрения безопасности движения;

- оценка действий участников дорожного движения с точки зрения их соответствия техническим требованиям Правил дорожного движения;

- установление места расположения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение скорости движения транспортных средств в заданные моменты времени;

- определение тормозного и остановочного пути, расстояний, преодолеваемых транспортными средствами в заданные промежутки времени, а также возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие путем торможения;

- определение времени преодоления транспортным средством заданных участков пути; другие вопросы более частного характера.

 

В ходе транспортно-трасологической экспертизы возможно решение следующих задач:

- определение траектории и характера движения транспортных средств и других причастных к дорожно-транспортному происшествию объектов до столкновения (наезда);

- определение относительного расположения транспортных средств и препятствий в момент столкновения (наезда);

- установление места столкновения (наезда);

- установление механизма дорожно-транспортного происшествия;

- установление конкретных транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

 При проведении автотовароведческой экспертизы определяется:

- реальная (фактическая) стоимость восстановительного ремонта транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии.

Технико-диагностическая экспертиза позволяет:

- выявить влияние неисправностей транспортного средства на возникновение дорожно-транспортного происшествия;

- установить соответствие технического состояния транспортного средства, его узлов и деталей техническим нормам и требованиям безопасности движения;

- установить причинно-следственную связь между неисправностями и дорожно-транспортным происшествием, а также обстоятельства, способствовавшие возникновению неисправностей;

- установить возможности своевременного обнаружения неисправностей до дорожно-транспортного происшествия.

 

Судебная автодорожная экспертиза позволяет определить:

- техническое состояние дороги, дорожных обустройств и внешних условий на участке дорожно-транспортного происшествия.

Как самостоятельный вид экспертизы инженерно-психофизиологическая экспертиза направлена на решение следующих задач:

- установление возможности своевременной оценки водителем опасной ситуации;

- установление времени реакции водителя в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию;

- установление возможности выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации;

- установление возможности неправильного восприятия водителем создавшейся перед дорожно-транспортным происшествием дорожной обстановки;

- установление возможности предотвращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом психофизиологического воздействия на него внешних факторов.

 

У Вас появились вопросы?

Вы можете оставить свой вопрос на нашем сайте
и наши специалисты обязательно на него ответят

Задать вопрос

Задать вопрос специалисту

Текст вопроса

Заявка принята!

Ответ на ваш e-mail поступит в ближайшее время