Документы


I. Общие положения 

1. Производство судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и настоящей Инструкцией.

2. Судебно-бухгалтерские экспертизы в экспертных учреждениях Минюста СССР проводятся по постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда или постановлению судьи в связи с расследованием и рассмотрением уголовных и гражданских дел.

3. Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся сотрудниками судебно-экспертных учреждений, обладающими необходимыми познаниями в области бухгалтерского учета, прошедшими специальную подготовку по судебно-бухгалтерской экспертизе и получившими квалификацию судебного эксперта-бухгалтера. Квалификация судебного эксперта-бухгалтера присваивается сотрудникам экспертных учреждений системы Министерства юстиции СССР экспертно-квалификационными комиссиями Всесоюзного НИИ судебных экспертиз и экспертных учреждений министерств юстиции союзных республик.

Судебно-бухгалтерские экспертизы в учреждениях системы Минюста СССР могут производить также специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками этих учреждений. Подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядка их деятельности осуществляются руководителем экспертного учреждения. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется настоящая Инструкция.

4. Судебно-бухгалтерские экспертизы производятся в помещениях экспертных учреждений. В случае необходимости место проведения экспертизы определяется экспертом по согласованию с органом, назначившим экспертизу.

5. Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для дачи заключения. В процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидетелей и других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и использование их связано с исследованием бухгалтерских документов.

6. В процессе производства судебно-бухгалтерской экспертизы разрешаются вопросы по установлению:

фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей, денежных средств и суммой материального ущерба;

правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств;

соответствия отражения в бухгалтерских документах хозяйственно-финансовых операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам, а равно соответствия или несоответствия показаний проходящих по делу лиц данным бухгалтерского учета;

документальной обоснованности оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств, размеров и стоимости неучтенной продукции, определяемых с учетом заключений технологов, товароведов, других специалистов, и иных материалов дела;

документальной обоснованности размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства;

круга лиц, за которыми по документальным данным в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в процессе производства экспертизы;

недостатков в организации, ведении бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению.

Эксперт-бухгалтер может решать также и другие вопросы, связанные с несоблюдением требований бухгалтерского учета и контроля, финансовой, кассовой и расчетной дисциплины, если для этого необходимо применение его специальных познаний.

 

II. Обязанности и права эксперта-бухгалтера

 

Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве судебных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством союзных республик.

7. Эксперт-бухгалтер обязан:

исходя из требований УПК и ГПК союзных республик давать обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями. Он несет личную ответственность за данное им заключение;

производить исследование представленных на экспертизу материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов;

по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (судьи) являться на допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения;

заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законе;

не разглашать данных предварительного расследования без разрешения органа, назначившего экспертизу;

обеспечить сохранность полученных для исследования материалов дела;

устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способствующие совершению и сокрытию правонарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности, если для этого имеются необходимые данные, требующие использования бухгалтерских познаний.

8. Эксперт-бухгалтер имеет право:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов (исходных данных), необходимых для дачи заключения,

присутствовать с разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве допросов и других следственных и судебных действий, задавать допрашиваемым вопросы, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы;

заявлять ходатайства суду о сокращении срока его участия в судебном заседании временем, необходимым для исследования обстоятельств, имеющих отношение к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы;

обжаловать в установленном законом порядке действия или решения лица, производящего расследование, прокурора, суда (судьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта.

Эксперт-бухгалтер имеет также право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех, которые выполняются им в порядке служебного задания, и на возмещение расходов по явке в соответствии с законодательством союзных республик.

9. Эксперт-бухгалтер не вправе:

принимать к производству экспертизы без письменного указания руководства экспертного учреждения (структурного подразделения);

исследовать материалы дела, не указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования;

самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке;

решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции;

проводить ревизию, участвовать в инвентаризации, производить экспертизу, связанную с исследованием документов учреждений, предприятий, организаций, в которых он состоял (состоит) на службе;

привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы;

хранить материалы уголовного или гражданского дела, по которым производится экспертиза, вне служебного помещения.

 

III. Порядок производства судебно-бухгалтерских экспертиз

 

10. Судебно-бухгалтерская экспертиза производится по представлению органом, ее назначившим, материалов, оформленных в соответствии с законом, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и пунктом 11 настоящей Инструкции.

11. На экспертизу должны быть представлены:

постановление (определение) о назначении экспертизы. По многообъектным и многоэпизодным делам судебно-бухгалтерские экспертизы могут назначаться отдельно по эпизодам, по периодам, группам товарно-материальных ценностей, материально ответственным лицам и т.п.;

документы бухгалтерского учета, отобранные для экспертного исследования (объекты экспертизы).

В необходимых случаях направляются также иные материалы дела: акты документальных ревизий; неофициальная документация, приобщенная к делу в качестве доказательства; заключения экспертов; протоколы допросов и другие следственные материалы, содержащие сведения, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы.

В постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются:

а) дата и место составления постановления (определения), наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего постановление (определение), номер уголовного или гражданского дела, по которому назначена экспертиза;

б) основания для назначения экспертизы, то есть факты, обстоятельства, обусловившие необходимость судебно-бухгалтерской экспертизы;

в) наименование экспертного учреждения, которому поручено производство экспертизы. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов, состоящих в штате различных экспертных или иных учреждений, в постановлении (определении) должно быть указано, на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы дела. В указанном случае постановление (определение) о назначении экспертизы направляется в каждое из этих учреждений;

г) вопросы, поставленные на разрешение экспертизы. При постановке вопросов, касающихся фактов, установленных документальной ревизией, необходимо указывать, какие конкретно данные требуют экспертного анализа;

д) объекты экспертного исследования и иные материалы дела, которые должны представляться в подшитом и пронумерованном виде.

В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо указанных выше материалов, в экспертное учреждение представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения).

12. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований процессуального законодательства и настоящей Инструкции, руководитель экспертного учреждения (его структурного подразделения) в течение суток сообщает об этом органу, ее назначившему. Если орган, назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель учреждения вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без исполнения вместе с сообщением эксперта о невозможности дачи заключения. Материалы могут быть возвращены и одновременно с направлением сообщения в форме служебного письма о неправильности их оформления, если устранение отмеченных недостатков невозможно без получения дополнительных материалов.

13. На руководителя экспертного учреждения возлагается ответственность за обеспечение высокого научно-технического уровня экспертиз и своевременного их производства на основе точного соблюдения положений законодательства и инструкций, регулирующих экспертную деятельность.

Полномочия руководителя экспертного учреждения определяются процессуальным законодательством, Положением об организации производства судебных экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР и настоящей Инструкцией.

Руководитель экспертного учреждения или его заместитель:

а) получает адресованные учреждению материалы для производства экспертизы, проверяет их соответствие требованиям закона и настоящей Инструкции и поручает письменно производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, разъясняет им права и обязанности эксперта, предупреждая об ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения;

б) устанавливает сроки производства экспертиз (в пределах общих установленных сроков);

в) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научного и методического характера, осуществляет контроль за качеством и сроками экспертиз;

г) по завершении производства экспертизы проверяет полноту проведенного исследования и обоснованность выводов эксперта, соблюдение экспертом методических рекомендаций, качество оформления заключения;

д) направляет вместе с заключением эксперта (экспертов) все материалы органу, назначившему экспертизу.

14. В случае ошибочного обозначения следователем (судом) назначенной им экспертизы (первичной, дополнительной или повторной) руководитель экспертного учреждения по согласованию с органом, назначившим экспертизу, вправе именовать экспертизу в соответствии с законом.

15. Если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в данном экспертном учреждении невозможно либо учреждение не располагает соответствующими специалистами, руководитель экспертного учреждения немедленно уведомляет об этом следователя (суд), а материалы либо возвращает, либо направляет по его письменному указанию в другое экспертное учреждение для производства экспертизы.

16. Эксперт приступает к производству экспертизы по получении письменного указания руководителя экспертного учреждения (структурного подразделения) вместе с постановлением (определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами.

Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет руководителя экспертного учреждения (структурного подразделения), который действует в соответствии с настоящей Инструкцией.

В случае неполноты материалов эксперт в письменном виде заявляет ходатайство органу, назначившему экспертизу, не позднее пяти суток после поступления материалов в экспертное учреждение.

17. Сроки производства экспертиз устанавливаются руководителем экспертного учреждения (структурного подразделения) в пределах 20 дней. Срок производства экспертизы устанавливается после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Когда экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения ставит об этом в известность лицо (орган), назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок.

При направлении органу, назначившему экспертизу, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливается со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства.

18. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу, если:

представленные материалы недостаточны для дачи заключения и устранение этого препятствия оказалось невозможным;

поставленный вопрос выходит за пределы его специальных познаний.

19. В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта следователем (судом) может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также более полной аргументации данного заключения. При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме, которые нельзя разрешить путем допроса эксперта.

20. Повторная экспертиза может быть назначена как в случае сомнений в правильности заключения, так и в случае его необоснованности.

Экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы (например, вновь изъятых документов), назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной.

21. При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия между экспертами каждый эксперт дает свое заключение отдельно.

22. Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов, владеющих разными специальными познаниями, для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований, организуется производство комплексной экспертизы.

Порядок проведения комплексных экспертиз регулируется Инструкцией об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.

23. При производстве в экспертном учреждении комиссионной или комплексной экспертизы руководитель экспертного (структурного подразделения) назначает ведущего эксперта, который обеспечивает организацию и координацию деятельности комиссии экспертов.

24. Ведущий эксперт (руководитель комиссии (группы) экспертов) обладает теми же процессуальными правами и обязанностями, что и любой эксперт в уголовном и гражданском судопроизводстве, и не пользуется никакими преимуществами при разрешении вопросов по существу.

Задачей ведущего эксперта является организация наиболее эффективного использования опыта и знаний коллектива экспертов в целях научно обоснованного и полного решения поставленных перед комиссионной или комплексной экспертизой вопросов.

Функции ведущего эксперта определены Инструкцией об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР (п. 7).

 

IV. Заключение эксперта-бухгалтера (акт экспертизы)

 

25. Заключение эксперта-бухгалтера состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

26. Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в экспертное учреждение и дата подписания заключения, основание для производства экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. При необходимости уточнить их эксперт должен изложить вопрос следователя (суда), а затем указать, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части.

При производстве повторной или дополнительной экспертизы в вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении.

При производстве комплексной и комиссионной экспертиз во вводной части заключения указывается фамилия ведущего эксперта и отражается подготовительный этап экспертизы. Если производство экспертизы осуществляется несколькими учреждениями, во вводной части заключения указываются эти учреждения.

Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения приводятся данные об этих экспертизах.

27. В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам.

Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе.

В исследовательской части излагаются:

методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими бухгалтерских познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование;

обоснование и объяснение принятых при производстве расчетов (подсчетов) величин (показателей), а также выявленных расхождений (несоответствий) в учетных данных со ссылкой на документы, подтверждающие несогласованность исследуемых величин (показателей);

справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания;

результаты следственных действий (допросов, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела;

ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним;

экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу.

Специальные термины должны разъясняться.

Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ, в исследовательской части эксперт (эксперты) указывает причины этого.

При производстве дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы основной экспертизы, если экспертом использованы результаты проведенных ранее исследований.

В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождений выводов с результатами предшествующих экспертиз, если таковые имели место (отступление от методики исследования, принятие иных количественных и стоимостных величин, ошибки в расчетах и т.п.).

В исследовательской части заключения комплексной экспертизы исследования, проводимые экспертами различных специальностей, могут излагаться в форме отдельных разделов с указанием фамилий экспертов, по результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в синтезирующем разделе исследовательской части. Здесь же указывается обоснование общего вывода (выводов).

28. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения.

На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам.

Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения.

Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

29. При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов.

30. Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера отражаются в исследовательской части заключения, а предложения по предупреждению правонарушений - в его заключительной части.

31. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) исследование, что удостоверяется печатью экспертного учреждения (либо его филиала), и направляется органу, назначившему экспертизу, руководителем экспертного учреждения (структурного подразделения).

При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается с учетом требований, содержащихся в пункте 21 настоящей Инструкции, а при производстве комплексной экспертизы - с учетом требования пункта 15 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.

32. При использовании экспертом (экспертами) методик, связанных с частичной автоматизацией исследования, в том числе с применением ЭВМ, заключение составляется и подписывается также по правилам, изложенным выше, и эксперт (эксперты) несет за него личную ответственность. В исследовательской части заключения в этих случаях указывается, при каких именно исследованиях использована ЭВМ, по каким именно программам, кем они разработаны и утверждены, какие результаты получены.

33. Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью экспертного учреждения. На них проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены.

34. Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в экспертном учреждении.

При производстве повторных экспертиз во ВНИИСЭ направляется контрольная карточка на экспертизу, а при несовпадении выводов эксперта (экспертов) с выводами первичных экспертиз заключение повторной экспертизы составляется в количестве экземпляров, обеспечивающем рассылку его в экспертные учреждения, проводившие предыдущие экспертизы, и во ВНИИСЭ.

При производстве комиссионных или комплексных экспертиз заключение изготавливается в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждому экспертному учреждению (структурному подразделению), принимавшему участие в производстве экспертизы.

35. При производстве экспертизы в суде составляется заключение по правилам, изложенным в настоящем разделе, и после оглашения передается суду.

Если экспертиза проводится в суде по тем же вопросам и тем же экспертом, что и в стадии дознания или предварительного следствия, и если выводы остаются прежними, эксперт вправе обосновать их результатами ранее проведенных исследований, оформив это самостоятельным заключением.

Копия заключения, данного в суде, вместе с копией определения суда о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы представляется в экспертное учреждение.

36. Сообщение (акт) о невозможности дачи заключения состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной.

В вводной части излагаются сведения, указанные в пункте 25 настоящей Инструкции.

В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения.

В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом.

Сообщение о невозможности дачи заключения подписывается экспертом (экспертами), подпись удостоверяется печатью экспертного учреждения либо его филиала, после чего один экземпляр руководитель экспертного учреждения (структурного подразделения) направляет органу, назначившему экспертизу, а другой оставляет в экспертном учреждении.

Если такое сообщение дается в стадии судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой - руководителю экспертного учреждения (структурного подразделения).

37. Документы, бывшие объектами экспертного исследования, подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, вместе с заключением или сообщением о невозможности дачи заключения.

38. В связи с введением в действие настоящей Инструкции считать утратившими силу Типовую инструкцию о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции СССР, утвержденную 5 ноября 1973 г., и инструкции, разработанные на ее основе в союзных республиках.

 Заместитель Министра юстиции СССР

Н.А. Осетров